Порошковая технология окраски металла: особенности и преимущества

С помощью порошковой покраски металлических изделий можно получить и отличный внешний вид, и защиту изделия от агрессивных воздействий среды. Этот способ окраски основан на применении мелкодисперсного порошка. В составе этого типа лакокрасочных материалов: полимерные смолы, отвердители и красители.
Получить однородное покрытие высокой прочности удаётся благодаря камере полимеризации.

Полимерная покраска металла в печи достигается за счет доведения температуры до +200 ˚С. При этом влияние высокой температуры имеет кратковременный характер. Поэтому главное при выборе этого вида краски — учитывать, сможет ли рабочая деталь выдержать даже короткий контакт с такой мощной температурой.

Достоинства порошковых красок по металлу

  1. Качество получаемого покрытия превосходное.
  2. Наличие краски различных цветовых оттенков.
  3. Возможность применения разных видов практичных покрытий.
  4. Нет каких-либо растворителей.
  5. Создаваемое покрытие не вредно для человека, даже если с ним происходит прямой контакт.
  6. Абсолютная пожаробезопасность.
  7. Высокая скорость нанесения.

Недостатки метода

  1. Если порошковая краска создаётся самостоятельно, необходимы особые условия для осуществления технологических процессов. Сделать камеру полимеризации и воспроизвести технологию подачи краски самостоятельными средствами довольно сложно.
  2. Могут образоваться дилеммы с подбором цвета. Например, если требуется цвет металлик со специфичным оттенком, нельзя сочетать две разновидности порошка – не создадите однородную смесь.
  3. Если вам нужно только однократное применение этого метода окрашивания, можете обратиться к специалистам. Поскольку достижение необходимого результата возможно при наличии надёжной технологии, специального оборудования и большого опыта.

Сегодня производители предлагают внушительный диапазон различных готовых цветов и оттенков, в том числе краска по металлу в баллончиках. Представлено множество стандартных вариаций, также есть довольно популярные металлики. Их можно приобрести в золотистом, алюминиевом и серебряном исполнении.

покраска автомобильной двери

Принцип окрашивания

Порошковая покраска металлоконструкций основывается на распылении взвеси, обладающей красящими свойствами. Само распыление является электростатическим. Эта взвесь прекрасно располагается на подготовленной поверхности. Нанесение полимерной краски получается равномерным, достигается превосходный результат – долговечное покрытие с высокой устойчивостью к внешним агрессорам (коррозии, ультрафиолету, механическим воздействиям и т.д.).

Помимо указанных достоинств порошковой окраски, у неё есть ещё одно преимущество – финансовое. Её цены не выше, чем цены стандартных методик покраски.

Поверхность под влиянием краски, нанесенной по этой технике, способная приобретать разнообразный вид. Если вы намерены добиться определённого облика поверхности, например, как у гранита, старинной бронзы или серебра, да ещё желаете получить поверхность со структурами, тогда вам необходима профильная порошковая краска, свойства которой лучше в сравнении с обычной.

Даже допускается порошковая окраска оцинкованного металла с использованием разных интересных эффектов. Самые популярные из них: хамелеон, перламутр, а также антик. Также часто варьируется и фактура покрытия.

Технологические стадии покраски

Данные стадии не находятся в категории секретности. Хотя некоторые мастера могут и утаивать некоторые технологические нюансы. Но в целом же, вот как красить проще:

  1. Технология нанесения на металл начинается с предварительной обработки. Ещё до самой покраски изделие должно быть основательно подготовлено. И чем качественней получится эта подготовка, тем лучше на нём расположится и будет выглядеть краска. Также на поверхности исключаются всякие загрязнения (к примеру, от битума или шпатлёвки) и ржавчина.
  2. Если деталь уже окрашена, то следует провести зачистку. А потом на имеющийся слой можно наносить новый. Правда, в таком случае краска, являющаяся вторым слоем, будет характеризоваться менее сильным сцеплением с поверхностью. При прямом контакте сцепление намного лучше. Если рабочая поверхность анодированная или покрыта хромом, на неё также можно наносить порошковую краску. Есть ещё одна дилемма, осложняющее взаимодействие такой краски с поверхностью – это очернение. Если вы обнаружили, что ранее деталь подвергалась процедуре очернения, тщательно очистите поверхность. Само чернение может вызывать образование пузырей, особенно при обработке теплом.
  3. Поверхность подготавливается окончательно. После предварительных обработок рабочая поверхность обезжиривается. Здесь применяется химический метод. Затем следует сушка. Так же готовят и оцинковку.
  4. В некоторых ситуациях до нанесения порошковой краски поверхность нужно покрыть хромом или фосфатом. Необходимость такой обработки определяется предполагаемыми эксплуатационными условиями детали. Например, она часто предшествует порошковой окраске автомобильных дисков.
  5. Поверхность маскируется. На данной стадии создаётся защита для тех компонентов поверхности, которые краска не должна затронуть. Деталь может покрываться частично, или же по задумке поверхность может разделяться на несколько цветовых исполнений. Например, такие меры необходимы, когда покрывается резьба или шлифованные элементы подшипника.
  6. Металл окрашивается порошковой краской. После обработок, чисток и маскировки деталь крепится на специальный транспортёр. Затем она направляется в отделение для порошковой окраски. В нём в работу вступается особый электростатичный инструмент. Под его воздействием распыляется порошок. И после проведения обработки порошковую краску фиксирует на поверхности только энергия отличия потенциалов металлической поверхности и нанесенного средства. Это означает, что краску с поверхности может согнать и лёгкий воздушный поток или незначительный контакт. Поэтому проводится и шестая покрасочная стадия работы.
  7. Металл покрывается полимерами. После нанесения краски требуется её надёжная фиксация. Поэтому деталь направляется в отделение полимеризации. Там нанесённый слой оплавляется. Получается плёнка. И она принимает твёрдую форму на детали. Вся площадь этого отделения обеспечивается высокой температурой. И при нагревании обозначенный слой плавится и мощно сцепляется с материалом, он оказывается в порах детали. Полимеризации подвергаются практически все автомобильные диски.
  8. Контрольная стадия. Здесь деталь достаётся из камеры полимеризации. Остывает. Нанесённая краска твердеет. Эксплуатировать деталь ещё нельзя. Она должна 24 часа находиться в покое. После этого интервала она уже будет характеризоваться превосходной прочностью.

Сферы применения порошковой окраски

Сегодня эта методика очень популярна. Есть варианты для покрытия деревянных поверхностей, есть версии для металлических изделий.

Наиболее часто такое покрытие востребовано для деталей, эксплуатация которых будет проходить в довольно жёстких условиях. Поэтому именно термостойкая порошковая краска наносится на стены в производственных помещениях, в металлических гаражах, на автомобильные диски, спортивные велосипеды, некоторые механизмы, нуждающиеся в особой защите и прочности.

Порошковая окраска может стать основой для неплохого бизнеса или производства. Однако здесь потребуется наличие специального помещения и оборудования, а также определённого мастерства. Такое дело очень сложно устроить в простом гараже. Если всё же вы выполнили необходимые начальные условия, можете приобрести для работы ручное или автоматическое оборудование.

Автоматические отделы для покраски имеют необходимые манипуляторы. С ними процесс проходит максимально динамично и качественно. Также для оптимизации такого бизнеса вам пригодится интегрированная технология контроля работы оборудования. Кроме того, при использовании автоматики получается хороший параметр экономии красящего состава, до 20%, часть которого теряется при работе с ручной техникой. Разумеется, и траты на автоматику выходят значительнее.

Также необходимо иметь четкое представление не только о самой технологии порошкового окрашивания, но и о поверхностях, которые можно подвергать подобному воздействию.
Примеры допустимых поверхностей здесь уже были описаны. К исключениям относятся:

  • внутренние и внешние поверхности мощных печей: слой может расплавиться;
  • детали электрических механизмов: может произойти их электроизоляция, и прибор выйдет из строя.

Технические характеристики таких составов в разы лучше, если сравнивать с классикой ЛКМ. Да и большинство используемых конструкций и деталей из металла уже не первый год обрабатывают именно порошком.

Ссылка на основную публикацию